В Лаборатории охраны вод доказали: существенный вклад в загрязнение поверхностных вод в России вносят диффузные источники

Ко Дню российской науки: избранные результаты 2021 года

Какие научные результаты 2021 года могут иметь важные экологические последствия в области охраны водных ресурсов?

Во-первых, охрана водных объектов от диффузных источников загрязнений. Качество вод является основной проблемой для российских водных объектов: по многим компонентам – тяжелым металлам, органическим и взвешенным веществам, биогенным элементам (соединениям фосфора и азота) – их содержание иногда в десятки раз превышает установленные в России нормативы.

Эту проблему много лет пытались решать строительством очистных сооружений на тех предприятиях, которые более всего загрязняют водные объекты. Увы, качество воды улучшилось незначительно. В чем же причина?

В Лаборатории охраны вод ИВП РАН доказано, что основным загрязнителем являются распределенные (диффузные) источники. Это территории городов, сельскохозяйственные угодья, дороги.

Для снижения нагрузки надо решить сразу несколько проблем:

– Мониторинг, т.е. оценка того, сколько загрязнений поступает с территории. Понятно, что это сделать несложно, если имеется труба, с которой в водный объект сбрасывают загрязненную воду. Но как это сделать для большой территории?

– Ограничение загрязнений. Здесь нужны новые методы хозяйствования. Для сельского хозяйства это капельное орошение, которое почти не дает загрязненных стоков с полей. Для городов – это системы водоотведения с территорий, а также непременная очистка поверхностного стока. Если ливневая канализация во многих города построена, то с очисткой этого сильно загрязненного стока ситуация намного хуже;

– Определение приоритетных источников загрязнения. Оказалось, что территории, где расположены дачные участки, являются серьезным источником загрязнения, прежде всего, биогенными веществами. На каждом отдельном участке это небольшие потоки загрязнений, но когда их много, а тем более, когда они расположены в непосредственной близости от берега, то общий сток становится значительным. Такая картина наблюдается вблизи подмосковных водохранилищ – Иваньковского, Клязминского и др., а также и самой реки Москвы.

Веницианов - сточ воды.jpg

Здесь проблема водоохраны становится непростой. Проконтролировать, как ведут свое хозяйство дачники, очень трудно.

Нужно строго выполнять водоохранное законодательство. Заметим, что в последние годы оно становится более либеральным в отношении этих источников диффузного стока. Надо переломить эту тенденцию.

Мы замечаем это по состоянию воды в подмосковных водохранилищах. Они стали цвести. Это явный признак экологического неблагополучия в части диффузных источников загрязнения.

Вероятно, мы должны совершенствовать водоохранное законодательство. Придется ввести систему контроля загрязнения от дачных участков, ужесточать законодательство, например, вводя налог для участков, расположенных вблизи берега водных объектов. Этот налог можно снижать, если дачники будут вводить очистку поверхностного стока территории. А сам налог направлять на водоохранные цели.

Вторая проблема связана с резким ростом перечня загрязняющих веществ, которые обнаруживаются в природных водах. Среди них лекарства, химикаты, используемые в домашнем хозяйстве и промышленности. Откуда эта напасть? Мы стали больше употреблять лекарства и химические средства в быту. Ясно, что, так сказать, по назначению используется небольшая часть этих веществ. Например, лекарств - не более 10-20%. Остальные 80-90% попадают в канализацию, а затем в воду рек.

Дело в том, что технологии очистки как коммунальных стоков в городах, так и водоподготовки на станциях питьевого водоснабжения не были ориентированы на очистку воды от этих ксенобиотиков (веществ, которые в природе не встречаются). Значит, надо перестраивать технологии водоподготовки и очистки сточных вод. Также есть много простых приемов снижения этой нагрузки. Куда мы деваем просроченные или неиспользованные лекарства? Правильно, в мусор. А это, в конечном счете, путь в водный объект. Казалось бы, что проще: поставить в аптеках корзины с надписью «для неиспользованных лекарств». Или такую же – «для неиспользованных химических средств».

Но помимо этого стоят и непростые научные задаче: каковы предельно допустимые концентрации разных ксенобиотиков? Разработать методики для анализа их содержания в воде. Какие технологии использовать для очистки воды от ксенобиотиков?

В заключение представим научных руководителей этих двух направлений: это Наталья Владимировна Кирпичникова, кандидат географических наук, старший научный сотрудник ИВП РАН, и Мария Алексеевна Козлова, кандидат географических наук, старший научный сотрудник ИВП РАН.



Дата публикации: 05.02.2022

Все Новости