Портал Минобрнауки рассказал читателям об исследованиях ИВП РАН катастрофического паводка на р.Ии

Ученые рассчитали скорости и глубины водного потока в ходе затопления Тулуна

Полученные результаты станут основой при проектировании и строительстве систем инженерной защиты города, восстановлении объектов транспортной инфраструктуры и при планировании городской застройки.

Институт водных проблем РАН принял участие в научных исследованиях условий формирования дождевых паводков в Иркутской области и оценил влияние природных и антропогенных факторов затопления г. Тулуна в ходе катастрофического наводнения на р. Ии летом 2019 года.

Исследования проводились на основе совместного использования передовых методов физико-математического и численного гидродинамического моделирования с применением информационно-моделирующего комплекса ECOMAG и программного комплекса Stream 2D.

«Комбинированный подход позволил получить надежные оценки максимальных расходов воды р. Ии в районе г. Тулуна на пике паводка, изучить динамику распространения паводковой волны по руслу и пойме реки в районе городской застройки, - сообщил замдиректора ИВП РАН Владислав Полянин. - Мы также исследовали влияние защитных гидротехнических сооружений и мостовых переходов на характер затопления территории».

Численное моделирование показало, на пике паводка на участках большой протяженности старые дамбы переливались слоем воды глубиной более 2 м и не стали серьезным препятствием для водного потока.

Модельные расчеты позволили уточнить высотные отметки вновь проектируемых дамб для максимальных расходов воды различной вероятности превышения.

В результате исследований было опровергнуто мнение, согласно которому залом из домов, деревьев и строительного мусора в районе автодорожного моста в г. Тулуне мог оказать существенное влияние на глубины затопления выше по течению. Также ученые дали предложения по предотвращению образования скоплений плывущих предметов для снижения нагрузки на конструкцию моста.

Отдельно исследователи проанализировали особенности формирования скоростей и глубин водного потока в створе железнодорожного моста и дали рекомендации по восстановлению и реконструкции струенаправляющих дамб. Это необходимо, чтобы исключить формирование косоструйных течений и снизить риск общих и местных размывов русла.

Дата публикации: 01.08.2020

Все Новости