Георгий Жуликов

julikov.jpg

Георгий Жуликов, аспирант ИВП РАН, 1 год обучения: «То, что я делаю сейчас, связано с реальностью – и это как глоток свежего воздуха!»

Я окончил бакалавриат в МИЭТе – это Московский институт электронной техники в Зеленограде – по специальности «Прикладная математика». В магистратуру Высшей школы экономики поступил на специальность «Прикладная математика и информатика». Учился на программе «Математические методы оптимизации и стохастики». Здесь было больше машинного обучения и прочих новых модных красивых вещей, тогда как в МИЭТе - более общие классические математические задачи.

В Высшей школе экономики меня довольно случайно занесло в Лабораторию моделирования зрительного восприятия и внимания, где работают студенты департамента Психологии. Они моделируют процессы, происходящие в мозге, связанные в основном со зрением и вниманием.

Таким образом, науки о Земле – это не первая область, где я начал применять знания по прикладной математике и моделированию.

О том, что в ИВП есть аспирантура, узнал от одногруппницы в НИУ ВШЭ. Пришел сюда, побеседовал с руководителем аспирантуры, мне рассказали, что здесь есть сферы, где я могу приложить свои навыки. Выбрал направление «Гидравлика и инженерная гидрология».

Готовился к вступительным экзаменам довольно интенсивно. У меня было около двух недель на плотные занятия по специальности. Я «обложился учебниками», насколько можно было «обложиться» литературой в электронном виде. Читал, выписывал важную информацию, понимая, что на высокий балл мне специальность не сдать, но хотелось хотя бы не опозориться. На втором вопросе – он касался числа Фруда - как раз «посыпался», не знал, как отвечать, хотя сейчас, конечно, уже разобрался. По специальности мне поставили «три». Зато на экзамене по английскому все было идеально.

Я хожу на все аспирантские занятия. Впрочем, не прогуливал и в магистратуре. Мне приятно, что не пропускаю занятия.

Здесь встречается много новых предметов: «Охрана и качество природных вод», «Современные ресурсы подземных вод». Не скажу, что я все понимаю с легкостью, как это делают гидрологи. Некоторые вопросы мне приходится изучать с нуля. Но когда речь идет об уравнениях движения воды, то они решаются теми же методами, что и привычные для меня уравнения движения. Математический аппарат, который применяется, остается прежним. Мне достаточно просто адаптироваться в Лаборатории численного гидродинамического моделирования, где, в частности, занимаются гидравликой, решением уравнений в частных производных, анализом данных, программированием. Мне комфортно в этой среде.

Среди учебных курсов аспирантуры есть темы, которые во многом известны, например, «Случайные величины и случайные процессы в гидрологии». В магистратуре я уже сталкивался со случайными величинами и случайными процессами. Эта тема для меня новой не стала. Хотя здесь я освоил ее гидрологический аспект.

Сейчас мне больше всего нравится курс «История и философия науки». Занятия проходят интересно.

Что касается английского, в аспирантуре узнал множество гидрологических и гидрофизических терминов. И, хотя английский язык у меня на хорошем уровне, так как научный руководитель в НИУ ВШЭ был канадец, здесь я совершенствую и произношение, и грамматику.

В Лаборатории ИВП наибольшее число текстов, необходимых для работы, это англоязычные тексты. Термины по большей части математические, уже известные мне ранее, однако есть и гидрологические. Сейчас они не вызывают проблем, а поначалу было непросто.

Тема научной работы уже известна. Мне предстоит заниматься решением уравнений мелкой воды методом Годунова в двухслойной среде в применении к моделированию русловых потоков. Пока я разбираюсь в том, как решаются эти уравнения. Потом буду концентрироваться на том, к чему применяется это решение.

Заниматься очень интересно. И вот почему. Вода есть в реальности. Есть берега, в которых река течет. Есть уравнения, которые описывают движение этой воды. Если в компьютер «загнать» параметры берега, движения воды, «прогнать» в компьютере, то получишь картину того, как будет течь вода – и в реалиях это будет примерно так же. Тогда можно предсказывать, как она потечет – и использовать эту информацию для того, чтобы вести гидротехническое строительство. То, что я делаю сейчас, связано с реальностью – и это как глоток свежего воздуха!

Это контрастирует с тем, чем я занимался в Лаборатории моделирования зрительного восприятия и внимания, где проводятся во многом фундаментальные исследования. И не видно, куда можно применить результат работы, скажем, через три года. Я не хочу сказать, что мне совсем не нравятся фундаментальные исследования, просто после них прикладные задачи привлекают своей новизной для меня.

Если получится довольно быстро разобраться с задачей, поставленной в диссертации, смогу включиться более полно в работу Лаборатории: там есть свои перспективы, возможности сотрудничества с другими научными учреждениями, серьезные задачи и инструменты для их решения.