Марианна Чебанова

chebanova.jpg

Марианна Чебанова, к.ф.-м.н., н.с. ИВП: Нужно заниматься тем, что нравится, и тогда работа будет интересной

 

Я окончила РУДН. В то время в Университете дружбы народов уже была создана двухступенчатая система образования – бакалавриат-магистратура. В бакалавриате я занималась вопросами управления эколого-экономическими системами.  В какой-то момент поняла, что это «не мое» и что в магистратуре хотелось бы  заниматься чем-то другим, более тесно связанным с науками о Земле.

Как раз тогда ИВП и Экологический факультет РУДН организовали совместную кафедру. Я сразу пошла на эту кафедру. В магистратуре училась уже здесь: в РУДН была всего пара общеобразовательных предметов, а остальные – в ИВП. В основном это была, конечно, гидрология.  Читали все профессора, которые здесь работают: и Лев Самуилович Кучмент, и Виктор Иванович Данилов-Данильян, и Валерий Николаевич Зырянов и другие. У Валерия Николаевича я писала реферат по курсу, который он читал - «Гидрологические проблемы добычи нефти и газа на шельфе». Потом решила, что хочу по этой теме писать магистерскую дипломную работу. Она была посвящена изучению Сахалина: «Дампинг грунта на шельфе острова Сахалин». Мы оценивали скорость осаждения частиц грунта различного размера в зависимости от течений.

Между окончанием магистратуры и поступлением в аспирантуру прошло лет пять. Все это время я работала в аэропорту Домодедово представителем авиакомпании. Карьера в аэропорту началась во время учебы в магистратуре. Вначале пришла туда на лето подработать. Занималась  регистрацией пассажиров, ну а потом «затянуло». Меня пригласили занять вакансию в авиакомпании.

Когда окончила магистратуру, возник вопрос: что дальше? Были варианты – работать в ИВП или в аэропорту. В тот момент я выбрала последнее: устала от учебы, ведь я училась на тот момент уже 7 лет. Хотелось работать, общаться, зарабатывать.

В Домодедово параллельно своей деятельности в качестве представителя авиакомпании я занималась и различными экологическими проектами, правда, на уровне волонтерства. Например, мотивировала руководство к выделению бюджета на экологию, закупала деревья, мы их высаживали. Это был плюсом для компании, а я пыталась реализовать себя в качестве эколога.

4 года проработала в Домодедово и поняла, что работа в аэропорту хороша для студентов: там огромное количество людей, постоянный стресс, каждую минуту нужно принимать решения. Правда, развиваться особо некуда. Надо было или уезжать за рубеж представителем авиакомпании, либо искать варианты здесь.

Решила искать развития в сфере, связанной с моим образованием. Мне было неинтересно работать экологом в проектной организации. Хотелось более интересной работы, которая бы требовала постоянного умственного развития. Я подумала, что хочу в аспирантуру. Пришла к нашему прежнему куратору магистерской группы – Наталье Николаевне Митиной, сказала, что хочу в аспирантуру, она одобрила. Зашла к Валерию Николаевичу Зырянову, он согласился взяться за научное руководство. Сдала вступительные экзамены: английский, специальность и философию.

Аспирантура в то время работала иначе по сравнению с нынешним форматом. Аспиранты трудились в рамках темы лаборатории, писали свои диссертации, каждый год отчитывались о прогрессе и, завершив работу, выходили на защиту. В программе были философия и язык, необходимые для экзаменов кандидатского минимума. Язык мы учили в Институте иностранных языков РАН, философию – в Институте философии РАН. Семинары по философии мы посещали вместе с аспирантами из Института океанологии РАН на базе их института. Занятий по специальности не было – мы готовились самостоятельно по книгам, сами осваивали весь круг проблем. Кандидатский экзамен по специальности сдавали по окончание второго года обучения.

Тему диссертации сформулировали не сразу: ближе к окончанию аспирантуры, когда был готов предварительный материал по диссертации, она была скорректирована. В итоге получилось так: «Процессы смешения морских и речных вод и трансформации приливных волн в эстуариях».

В первый год я диссертацией практически не занималась. Учила философию и французский язык, готовилась к минимумам, сдавала экзамены. Параллельно работала в аэропорту. График был тяжелый: ночью в аэропорту, а днем – на французском или на философии. Со второго года  стала работать в Лаборатории гидродинамики ИВП инженером и плотно взялась за научную работу.

«Погружение в тему» проходило с помощью научного руководителя и сотрудников Лаборатории. Много времени проводила в библиотеках, каждую неделю встречалась с Валерием Николаевичем, обсуждали теоретические и практические вопросы, он давал задания, в том числе по математике, я выполняла, если были вопросы, шла к нему, он объяснял.

Отмечу, в РУДН у нас на факультете была хорошая математика, сильный увлеченный преподаватель. Математика мне всегда нравилась, поэтому я с удовольствием осваивала новые для меня разделы, необходимые для работы над диссертацией. К тому же, у меня была цель: написать диссертацию, ведь решение об аспирантуре я приняла осознанно, и это заставляло меня постоянно двигаться вперед.

Работа над диссертацией состояла из двух больших частей. Первая – географическая. Я собирала информацию об эстуариях, исследовала процессы обмена в зоне взаимодействия речных и морских вод, строила карты распределения солености и различные графики, характеризующие смешение вод. Вторая часть – расчетная. В ней использовалась гидродинамическая модель интрузии морских вод в устья рек и изучались особенности трансформации приливных волн в эстуариях. Также мы провели интересный лабораторный эксперимент по моделированию влияния вращения Земли на трансформацию приливов в изогнутых бухтах.

А с данными для расчетов очень повезло: Институт водных проблем Севера РАН предоставил свою полную базу многолетних наблюдений по Белому морю. Это единственная организация, которая охотно поделилась. На различных научных конференциях я знакомилась с коллегами из других организаций, которые занимаются подобными исследованиями, пыталась договориться об использовании их полевой информации в обмен на цитирование, но только Институт водных проблем Севера пошел навстречу. И диссертация была написана на основе данных, полученных в ходе многолетних исследований Белого моря.

От момента начала работы над диссертацией до защиты прошло около трех с половиной лет. В ноябре 2015 года я окончила аспирантуру, предзащита состоялась в марте-2016, а защита в июне-2016.

Самая неожиданная вещь – это подготовка документов к защите. Там очень много нюансов. Возникали даже технические проблемы, в частности, с ВАКовским компьютером. А действовать надо было быстро, так как регламентом предусмотрены строго ограниченные сроки подачи документов. 

Предзащита походила на Секции в ИВП. Именно этот этап - самый ответственный: все слушают, задают вопросы, критикуют, дают советы. Сама защита проходит легче: к этому моменту все разъяснения внесены, корректировки сделаны, замечания учтены. Защита прошла гладко и в доброжелательной атмосфере: было всего несколько вопросов.

После защиты -  расшифровка стенограммы защиты, сбор документов для предоставления в ВАК, развоз диссертации по организациям и библиотекам. Это необходимо сделать в течение первого месяца. Защищалась я в июне, диплом кандидата получила в декабре-2016.

Ну а сразу после завершения сбора документов немного расслабилась – было лето – и с осени продолжила работу в Лаборатории по той же теме.

Эстуариями я занималась еще полтора года, а теперь работаю над другой темой.

Конечно, мне интересно. Это именно то, что я хотела. Хотя ожидала, что полевых работ будет больше. До сегодняшнего дня удалось съездить в экспедиции всего дважды.

Уверена, поступление в аспирантуру должно быть сознательным решением, а не стремлением, например, «откосить» от армии. В аспирантуре, как и в науке в целом, очень многое держится на мотивации. Нужно заниматься тем, что нравится, и тогда работа будет интересной.