Остякова Александра Витальевна
Курс: «Речная гидравлика. 1 часть»
Курс читается для всех направлений подготовки аспирантов, обучающихся в Институте водных проблем Российской академии наук.
Цель дисциплины - формирование у аспирантов системы знаний в области гидравлики безнапорных водотоков, в том числе, методов расчета речных потоков.
Задачи освоения дисциплины:
- усвоение аспирантами особенностей равномерных и неравномерных, спокойных и бурных безнапорных потоков, в том числе, в естественных руслах;
- усвоение аспирантами основных характеристик безнапорных водоводов и естественных русел с подвижным дном;
- представление о системе научных знаний и методов исследований в области речной гидравлики.
В результате обучения в аспирантуре и освоения дисциплины выпускники владеют методами расчета характеристик равномерного, установившегося, неравномерного и неустановившегося движения воды в речных руслах; методами выполнения фильтрационных расчетов.
Эти навыки (компетенции) могут быть применены в работе исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач, а также при решении задач собственного профессионального и личностного развития. Профессиональные компетенции в результате освоения дисциплины подразумевают:
- владение методологическими основами и подходами к решению теоретических проблем речной гидравлики и гидрологии;
- способность анализировать, обобщать и систематизировать с применением современных компьютерных технологий и программных комплексов результаты научно-исследовательских работ, имеющих инженерную направленность;
- способность выполнять эколого-гидрологическое обоснование водохозяйственного и водоохранного проектирования.
Краткое содержание дисциплины «Речная гидравлика. 1 часть»: основные понятия, гидростатика, кинематика жидкости, основные уравнения гидродинамики, ламинарное и турбулентное движение воды, установившееся и неустановившееся движение воды, струйные течения, фильтрационные течения, двухфазные и многофазные потоки жидкости. В курсе большое значение уделяется практическим задачам и контекстному обучению, дается время на выполнение расчетно-графического задания. Вид аттестации – зачет.
О преподавателе:
Старший научный сотрудник Лаборатории динамики русловых потоков и ледотермики,
кандидат технических наук, доцент.
Окончила факультет гидротехнического строительства Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), кандидатская диссертация в 2005 году защищена на тему «Взаимодействие потока и русла на начальной стадии формирования донного рельефа» по специальности 05.23.16 – гидравлика и инженерная гидрология по кафедре «Гидравлика» того же факультета.
С 2000 года преподает в Московском государственном строительном университете на кафедре «Гидравлика и гидротехнические сооружения» по совместительству, проводит совместные исследования со специалистами этой кафедры. С 2011 года работает в ИВП РАН, читает курс «Речная гидравлика» (1 часть) для всех направлений подготовки аспирантов на Кафедре водных ресурсов ИВП РАН и курс «Основы проектирования гидротехнических сооружений» - для направления подготовки аспирантов 05.23.16 - Гидравлика и инженерная гидрология.
Участвует в научной работе по тематике грантов Лаборатории динамики русловых потоков и ледотермики ИВП РАН.
Участвует в работе Института по бюджетной тематике, в частности, в проекте «Разработка стратегии по оздоровлению Волги».
Область научных интересов: гидравлические расчеты напорных и открытых каналов, развитие русловых и береговых процессов, речные потоки, гидротехнические сооружения.
Автор более 80 научных публикаций, индексируемых в российской и международной базах цитирования, и более 10 учебно-методических пособий и указаний, в том числе, соавтор трех монографий, в числе которых:
1. Брянская Ю.В., Маркова И.М., Остякова А.В. Гидравлика водных и взвесенесущих потоков. Под общ. ред. В.С. Боровкова. М.: МГСУ, 2009. – 264 с.
2. Королев М.В., Власов А.Н., Остякова А.В., Лупанова И.А.. Угличское водохранилище. Переработка берегов. Мониторинг. Геомеханические исследования. М.: ИПРИМ РАН, 2017. – 308 с.